Проект Honda Civic EK3 c двигателем H22A Проекты Автоцентр Yokohama Motorsport - Новосибирск,
Проект Honda Civic EK3 c двигателем H22A
. ездить будет только по прямой, не будет ни тормозить, ни поворачивать…
из одного жаркого спора…
А.П. – Андрей Пальцев, Yokohama Motorsport
Е.В. – Евгений Вилкин, владелец Civic
Е.В.: Поездив летний сезон 2003 года на Honda Prelude BB6 2.2 VTEC c механической коробкой и даже поучаствовав (с определенным успехом) в Новосибирском дрэг-рейсинге, я осознал – H22A отличный двигатель, но сильно уж тяжел и неповоротлив Prelude 5-го поколения, даже на неплохой подвеске Tanabe SUSTEC PRO. Prelude по окончанию сезона был продан, а тема двигателя H22A была забыта. Но как оказалось, не очень надолго. Через какое то время, на просторах американского Интернета я нашел массу примеров, когда двигатель H22A силами в основном американских «тюнеров» устанавливался в машины, в которых такого двигателя никогда не было, как-то CR-X и Civic разных поколений. Такая процедура перестановки двигателя («swap») легким машинам различной степени свежести, оснащенных изначально маломощными двигателями 1.4-1.5 литра, придавала динамику на уровне гораздо более дорогих и мощных машин. При этом машина оставалась атмосферной и не имела лишнего веса, который всегда отрицательно сказывается на разгонной, тормозной динамиках и управляемости. Идея понравилась, и закралось желание когда-нибудь потом, воплотить её в металле.
А.П.: Примерно вначале лета 2004 года, Евгений в разговоре со мной первый раз поднял тему постройки гибрида Civic и H22A, но я отнесся к этой идее без энтузиазма. Высказанные мной доводы о том, что получившийся в результате гибрид будет малоуправляем, выигрыш в весе не такой уж и значительный и постройка его нецелесообразна по сравнению с тем же Prelude. Но уже в начале осени, Евгений, вооружившись предварительно составленным планом перестановки двигателя и книгами американских авторов, снова поднял тему Civic и H22A. В результате вечерних жарких споров по ICQ я согласился, что план вполне жизнеспособный и попробовать его осуществить все же можно, хотя и не так просто как кажется. Процедура swap нигде полностью не описана, ни в Интернете, ни специализированных американских книгах, при этом в литературе часто описаны решения и приемы, правильность которых вызывает сомнения с точки зрения ресурса и надежности. Данный проект был мне интересен еще и потому. что что мы уже 3 года работали c H22A, подготовленные нами машины занимали призовые места в гонках, и были разработки, которые хотелось бы реализовать. Ориентированных на конкретную дату планов по swap мы строить не стали, так как требовалась большая предварительная подготовка, сам Civic, двигатель, большой список запчастей, а это уже полностью зависело от Евгения и его финансовых возможностей.
Е.В.: Со временем, мной в Японии был куплен подвернувшийся битый Honda Torneo Euro R кузов CL1 c 220-сильным H22A и механической коробкой с LSD. В Японии Torneo разобрали, а нужные детали привезли в Новосибирск. Не смотря на пробег по Японии в 29 тыс. км, Андрей, основываясь на своем опыте, предложил вскрыть двигатель для проверки его технического состояния. Я, с долей скепсиса, согласился. После вскрытия двигателя, обнаружилась необходимость замены вкладышей, но порадовало, что остальное было в отличном состоянии. Изначально я для экономии денег планировал установить двигатель от Euro R в полностью стоковом состоянии, но после того, как Андрей предложил подготовленную YMS головку блока Н22А от Prelude ВВ4 с уже установленными валами JUN, разрезными шестернями, усиленными пружинами клапанов и доработанным впускным коллектором в комплекте, было решено устанавливать ее.
А.П.: Двигатель был полностью собран, на него был установлен выпускной коллектор Mugen, комплект металлокерамического сцепления JUN в сборе с облегченным маховиком. Были заменены на новые: вкладыши, ролики ГРМ, ремень ГРМ, все сальники и прокладки. Удалены балансирные валы и демонтирован компрессор кондиционера. Двигатель стал ждать своего часа.
Е.В.: С прицелом под будущий swap, как наиболее подходящий для этого, за небольшие деньги был куплен самый простой 3-х дверный Civic EK3 VTi 98 года выпуска c механической коробкой. По мере возможности я продолжал закупать другие запчасти. Civic был поставлен на учет, я успешно ездил на нём как на любой другой обычной машине. Точная дата начала работ по разным причинам так и не была определена.
“Помогла” неприятность, на улице Советская я зацепился поддоном двигателя Civic’а о торчащую крышку люка (потом не прошло и недели как люк заасфальтировали). Civic встал с разбитым поддоном двигателя. Не смотря на нехватку некоторых запчастей, было принято решение форсировать события и начать замену двигателя на H22A. Процедура swap’а началась.
А.П.: Через день стоявший в Civic D15B был демонтирован. По приходу подушек крепления двигателя, первоначально в двигательный отсек был установлен пустой блок H22A для того, чтобы понять, какие могут возникнуть проблемы при установке двигателя. Как и ожидалось, проблемы возникли. Из всех производителей подушек крепления двигателя, предназначенных специально для swap’а, не смотря на более высокую цену, был выбран именно HASPORT потому как, подушки этого производителя изготовлены почти полностью из цельных болванок авиационного алюминия, что дает при небольшом весе большую прочность. Идея изготовления подушек в Новосибирске даже не возникала, достижение высокого качества потребовало бы большого труда и длительного времени, без дальнейшего серийного производства, изготовление таких подушек в единственном экземпляре было бы просто невыгодно. Хотя HASPORT и обещал легкий swap, под изделия американских мастеров все же пришлось незначительно доработать кузов. Скорее всего, это связано с тем, что коробка T2W4 от Torneo Euro R немного длиннее коробок для H22A которые используются на машинах для американского рынка. Затем блок был демонтирован из моторного отсека и на следующий день установлен двигатель в сборе. Еще день ушел на установку коробки и прокладку тросиков, установку системы охлаждения и т.д.
Далее приступили к конструированию подвески и решению вопроса с приводами. В процессе пришлось решить много как ожидаемых, так и неожиданных проблем. Были установлены передние поворотные кулаки и тормозные суппорта от Euro R и поменяны абсолютно все элементы передней подвески. В итоге в передней подвеске не осталось ни одной оригинальной детали Civic кроме переднего подрамника. С задней подвеской было намного проще. Были установлены задние ступицы в сборе с тормозными суппортами от Civic Type R ЕК9. Все работы с подвеской заняли неделю.
Е.В.: Такой выбранный путь swap’а в корне отличается от самого распространенного американского варианта swap’а, когда и передние кулаки и тормозные суппорта остаются родными, а привода подбираются из подходящих по длине от других моделей Honda. Выбранные нами путь более сложный и требует большей работы и знаний по кинематике работы подвески, но в итоге мы получили то, что от двигателя и до самой ступичной гайки используются детали только от Euro R, которые изначально рассчитаны на мощность 220-сильного двигателя. Выбор комплекта амортизаторов и пружин был остановлен на комплекте от TEIN серии Gravel с пружинами серии G.Tech. Это позволило получить у Civic необходимый для повседневной езды клиренс, регулировку жесткости амортизаторов и все это за вполне разумные деньги.
А.П.: Уже позже, после завершения всех основных работ, регулировка сход-развала передней и задней подвесок прошедшая без каких-либо затруднений, показала, что геометрия подвески создана правильно, и она полностью соответствует геометрии кузова (сейчас например подвеска имеет все параметры развала и схождения как у Civic Type R EK9). Дополнительно были установлены комплект оптимальных по цене и качеству кузовных растяжек OBX, две сзади и одна спереди, 24-х миллиметровый задний стабилизатор поперечной устойчивости CUSCO, для установки которого пришлось изготовить специальные крепления.
Настала очередь выпускной системы. Выпускной коллектор Mugen срастили с глушителем Buddy Club Spec III и все это с кузовом Civic.
Оказалось, довольно проблематично подобрать подходящие колесные диски, так как мешали большие передние тормозные суппорта. Выбор остановили на 16” стандартных литых дисках от Integra Type R Spec 98.
Сращивание проводки двигателя и Civic. На запуск ушло 3 вечера. Двигатель завелся на родном ECU от Euro R и порадовал нас мотоциклетным звуком. Еще пару вечеров ушло на приведение всей проводки в нормальный вид, прокладывание жгутов и т.п. После этого Civic стал передвигаться сам. Исходя из нашего опыта в том, что в двигателях Honda при работе двигателя в диапазоне 6000-9000 rpm масло часто перегревается и теряет свои свойства, был установлен масляный радиатор Grex от Trust, модель для Honda S2000 c термостатом, что бы зимой масло наоборот не переохлаждалось. Так как двигатель H22A требует большего охлаждения, чем двигатель D15B, стандартный радиатор Civic был заменен двухслойным цельно алюминиевым радиатором SPIRIT с усиленными шлангами и пробкой на 1.3 атмосферы. В дальнейшем, для улучшения отвода тепла от радиаторов и выпускного коллектора стандартный капот был заменен на легкий стеклопластиковый с прорезями.
Начался процесс обкатки двигателя и параллельно борьба с зажигающейся по разным причинам лампочкой Check Engine. Основной причиной этого было несоответствие датчиков и проводки. Получилось некое ассорти из-за того, что на данном двигателе стояли датчики, дроссельная заслонка и т.д. от разных версий H22A. По просьбе Евгения установили гидроусилитель от Prelude ВВ4, родной гидроусилитель Civic’а был удален вместе со старым двигателем, он просто не подходил для H22A.
Дальнейшие планы потребовали установки ECU OBDI, это заняло 2 дня. Машина поехала лучше. В процессе полевых испытаний выяснились, что получившийся Civic не только динамичен, но и неожиданно интересно управляется. Обычно свойственная переднеприводным машинам с тяжелым двигателем недостаточная поворачиваемость, в данном случае практически отсутствует. Хотя H22A заметно тяжелее, чем D15B, он теперь стоит ниже и ближе к центру автомобиля. Машина охотно входит в поворот даже при оборотах за 7000 rpm. Не обошлось без происшествий, в один из дней процесс испытаний закончилось тем, что машина прибыла в бокс на буксире. Вскрытие показало – обрыв ремня ГРМ и загиб 8-ми клапанов. Причина: ЗАКЛИНИЛ НОВЫЙ оригинальный ролик ремня ГРМ. Но уже через день мы снова завели Civic…
Е.В.: Подытожу, установленные подушки крепления двигателя полиуретановые, очень жесткие, твердость по Шору 70 единиц. Хоть из-за этого на кузов передаются вибрации, лично мне они неудобств не доставляют. Зато благодаря жестким опорам машина при резком старте с места, не «подпрыгивает» и передние колеса меньше буксуют. Остались определенные рысканья машины на неровностях, которые, скорее всего, связаны не с самым удачным выбором колесных дисков. Порадовала управляемость машины, да она не такая идеальная, как у Integra DC2 Type R, но явно лучше чем у Prelude BB6. Динамика для 2.2 литрового атмосферного двигателя воодушевляет. Тормоза превзошли все ожидания, машина замедляется лучше чем многие другие более мощные и дорогие машины. Скорее всего, даже не будем ставить 4-х поршневые передние суппорта от Nissan Skyline, как планировалось изначально. К сожалению, был не правильно выбран глушитель, уж очень громко он сообщает всем о едущем Civic. Это мешает получать удовольствие от езды, но это исправимо. В общем и целом, я очень доволен полученным результатом, хотя проект ещё не завершен. Порадовало, как и за какое время были проведены работы по swap, отдельное спасибо всему коллективу YMS.
Предугадывая вопросы о результатах замеров динамики, скажу, что замеры пока не проводились, сами с нетерпением ждем замеров на электронной отсечке. В любом случае ещё предстоит большой и сложный этап по установке свободно программируемого ECU и его настройке.
А.П.: Согласен с оценкой Евгения, автомобиль получился интересный. Причем с учетом того, что получился он не таким уж и легким, так как ступицы и тормозные механизмы значительно большего размера, чем родные, двигатель существенно тяжелее, динамика и управляемость приятно поразила. Если бы автомобиль был моим, то, кроме того, что уже запланировано, я сделал бы следующее :
#Установил 15 диски, 16-шки тяжеловаты для Civic. #Установил более жесткий LSD, штатная блокировка явно не справляется с возросшей мощностью. #Установил спортивные передние сиденья с 3-4-х точечными ремнями и сменил «троллейбусный» руль, так как стандартные не позволяют нормально управлять таким автомобилем.