Будущее уже здесь (Honda Insight Hybrid)
Гибридный привод, сочетающий в себе ДВС и электродвигатель — без сомнения, ближайшее будущее мирового автомобилестроения. Местами это будущее уже превратилось в настоящее: шесть лет в Европе и США продается седан Toyota Prius с комбинированной силовой установкой, а на японском рынке число таких моделей уже приближается к десятку. Самый известный «гибрид» — после «Приуса», конечно — это псевдоспортивное купе Honda Insight. особенно любимое в солнечной Калифорнии. Буквально месяц назад первый «Инсайт» появился в нашем регионе.
Honda Insight Hybrid — таково полное имя этой «капли». При всей зализанности современных серийных автомобилей ни один из них и рядом не стоит с Insight по аэродинамической проработке. 0,25 — таков Сх (коэффициент аэродинамического сопротивления) этой машины. Это рекордный показатель для серийных автомобилей! Понятно, что достигается он, прежде всего, аэродинамическими щитками, закрывающими задние колесные ниши, но и другие элементы помогают. Кстати, другой рекордсмен, американский «чистый» электромобиль GM EV1, выпускавшийся General Motors в начале 90-х, имел очень похожий облик. Что же касается практичности, то переживать не стоит — днище автомобиля почти гладкое, «хитрых» аэродинамических закорючек нет, а щитки над задними колесами легко снимаются.
Insight — это двухместное купе, поэтому о вместимости салона говорить не приходится. Но водитель и пассажир, а скорее, пассажирка размещаются здесь без проблем. Только чуть низковатый обрез крыши заставляет пригибаться. Внутри взгляд останавливается на панели приборов, точь-в-точь как у последнего Civic. Но сама комбинация совершенно другая — цифровая, с крупным спидометром и псевдоаналоговыми шкалами тахометра и указателя количества топлива и заряда батарей. В бледно-оранжевой подсветке все это выглядит весьма симпатично.
Двигатель «сидит» на одном валу со сверхплоским электромотором, одновременно выполняющим роль стартера. Суммарная мощность силовой установки IMA — чуть меньше 80 л.с.
За подъемной третьей дверью скрывается небольшой багажный отсек. Но главное здесь — не сам этот отсек, а то, что спрятано под этой мощной крышкой. Если открутить 16 болтов, взору откроется блок никель-металлгидридных аккумуляторов, выдающих напряжение 144 вольта. Этот блок — часть гибридной энергетической установки IMA. Остальная часть — под привычным капотом. Это бензиновый трехцилиндровый двигатель объемом 1 литр и мощностью 68 л.с. и сблокированный с ним на одном валу сверхплоский электродвигатель, выдающий, по нашим данным, 8 кВт. Такая схема называется последовательной. В отличие от «тойотовского» гибрида Prius, на Insight электродвигатель выполняет лишь вспомогательную роль, подключаясь при интенсивном разгоне, а также заменяет собой стартер, мгновенно заводя двигатель при каждом трогании. Кроме того, в трансмиссии Honda применен бесступенчатый вариатор вместо простой планетарной передачи Prius. Объединяет машины то, что при торможении электродвигатель переходит в режим рекуперации, подпитывая севшие батареи, а бензиновый мотор автоматически выключается при остановке.
ПЛЮСЫ
* эффектный дизайн
* суперэкономичность
* «хай-тековская» начинка
МИНУСЫ
* если это гибридный автомобиль, то электромотор явно «отлынивает»
* возможные проблемы с обслуживанием
* обзорность
РЕЗЮМЕ
* автомобиль не для каждого. Но если хочется выделиться.
Да, насчет запуска мотора не соврали — он оживает мгновенно. Селектор вариатора — в положение D, и можно трогаться. Едем в спокойном ритме, и пока никаких электрических особенностей не видно. А вот обзорность уже напрягает. Аэродинамика — это, конечно, хорошо, но корма из-за этого сильно заужена, и даже двухсекционное окно в третьей двери положения не спасает — назад видно плохо.
Ездовые свойства Insight, честно говоря, не особенно впечатлили. На разгоне автомобиль в какой-то момент упирается в невидимую ступеньку примерно на 2500 оборотах в минуту, после чего темп набора скорости возрастает. Возможно, так проявляет себя помощь электромотора. Но гораздо больший эффект приносит перевод вариатора в спортивный режим S (это делается с помощью кнопки на руле). Мотор сразу раскручивается до предельных оборотов, его отклики на педаль газа становятся резче, но главное — вариатор в режиме обеспечивает мощное торможение двигателем!
В виражах Insight ведет себя неплохо, даже несмотря на узенькие шинки размерностью 165/65 R14. Довольно внятный руль, и подруливающая задняя подвеска позволяют чувствовать машину даже в крутых поворотах, хотя по-настоящему драйверской эту Honda, конечно, назвать нельзя. По крайней мере, за штатные режимы лучше не выходить. А вот на высоких скоростях, в трассовом режиме Insight хорош. Сразу чувствуется блестящая аэродинамическая проработка кузова — из всех возможных шумов слышно только шины. А при переходе за сотню появляется едва уловимый посвист, придающий машине некоторое сходство с авиалайнером.
Ну а что же сама гибридность, из-за которой весь сыр-бор? Как уже говорилось, при интенсивном разгоне электромотор определенную помощь оказывает. Кроме того, на остановках двигатель автоматически глушится и снова автоматически запускается, стоит лишь снять ногу с педали тормоза. Забавно. Но так почему-то происходило не каждый раз. И вообще, у меня сложилось впечатление, что гибридный привод для Honda Insight — это совсем не то же самое, что для Toyota Prius. Если на «Приусе» оба двигателя работают в четком тандеме, то «Инсайт», скорее, все-таки бензиновый автомобиль. А электромотор, равно как и эффектный каплевидный кузов, узкие шины с низким сопротивлением качению и электроусилитель руля — это средства повышения его экономичности и экологичности. И если заявленный расход в 3,4 литра на сто километров (а по другим данным, и 2,34 литра!) подтверждает, то цель конструкторов Honda достигнута. А проверить это собрание высоких технологий в деле, что самое приятное, может любой, имеющий 11 с небольшим тысяч долларов. Машинка-то продается у нас! И судя по популярности еще более сложного «Приуса», гибридной «Хонде» есть на кого рассчитывать.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ