Ремонт силового транзистора печки (инструкция)
Ремонт силового транзистора печки (инструкция)
Относительно частая неисправность, встречающаяся у многих представителей CB5'х, и не только — это выход из строя силового транзистора печки. Назначение этой детали — понижение оборотов моторчика печки путем ограничения потребления им мощности. Соответственно, когда транзистор выходит из строя, это проявляется в невозможности регулирования оборотов двигателя, он начинает работать только в режиме максимальной мощности. В этом режиме подача напряжения на двигатель производится в обход транзистора, через реле, которое включается с задержкой — соответственно, и включение двигателя также происходит с задержкой.
Транзистор находится на блоке печки справа, с водительской стороны. Ниже приведено фото снятой печки, на которой положение транзистора отмечено красным прямоугольником. На фото печка поставлена вертикально, подкапотным крепежом вверх.
Чтобы увидеть транзистор, не снимая печку, нужно подлезть под рулевую колонку. Удобнее всего работать в положении лежа на спине на полу, положив ноги без обуви на максимально откинутую спинку кресла. ) Чтобы снять его, надо открутить два отмеченных ниже шурупа с боковой стороны печки.
На фото вид с передней стороны печки, ее правая сторона — на фото слева. Коричневый разъем установленной в машине печки почти упирается в кузов автомобиля.
Вот так выглядит снятый транзистор. Возможно, в вашем случае он будет несколько более грязным. =)
Во всех известных мне случаях поломка транзистора наступала вследствие выгорания термопредохранителя. Быстро проверить его целостность без дальнейшей разборки можно путем прозвонки левого контакта на фото с металлическим корпусом радиатора:
Если левый контакт с радиатором "не прозваниваются" (сопротивление бесконечно) — поздравляю, всё что у вас сломалось — это деталька стоимостью не более 30 рублей. )
Деталька эта называется — термопредохранитель на 139 градусов цельсия. На этих фото можно ее увидеть — здесь отмечена точка ее крепления к контакту,
а здесь ее видно между платой и радиатором:
Для разборки придется выпаять два контакта транзистора из платы.
Дальше я разбирать не стал, нет столько времени. Человек "с руками" разберется дальше самостоятельно. ) В ином случае лучше доверить работу профессионалу.
На всякий случай предупрежу — новый предохранитель нужно монтировать так, чтобы контакт, соединенный с его наружным корпусом, был со стороны радиатора, а не со стороны ноги разъема. Иначе при монтаже его закоротит.
И ни в коем случае не вздумайте впаивать вместо него перемычку! Цепь питания моторчика печки защищена 30-амперным предохранителем, если что-то произойдет с мотором — этого тока хватит, чтобы воспламенить пыль и грязь в радиаторе печки за пару минут, если не будет защиты транзистора по температуре.
И в завершение. Чаще всего транзистор перегревается из-за проблем с моторчиком печки, если он начинает потреблять больший ток, чем должен. И если вы столкнулись с такой проблемой — есть вероятность, что она через какое-то время повторится, а немногим позже вам придется задуматься о ремонте/замене моторчика печки. Вторая вероятная причина — грязь в печке, ее количество можно оценить по состоянию транзистора, когда вы его достанете. Чтобы очистить радиаторы печки от грязи, нужно ее доставать.
Ионофон из компьютерного ATX блока питания