Honda FCX Clarity- Характеристики - Фото - Цена
Миллион долларов скромный чистый седан
Еще в 1972 г. Honda впервые заявила о себе как о производителе самых экологичных автомобилей. Так, в США, принявших в 1972 г. самый жесткий в мире закон по ограничению токсичности выхлопа, двигатель Honda CVCC был единственным мотором без каталитического нейтрализатора, укладывающимся в его нормы. А с 1992 г. Honda держит в тех же Соединенных Штатах рекорд по средней экономичности выпускаемых автомобилей.
В последние 10 лет автомобильные компании развязали настоящую войну, решая, каким быть автомобилю будущего. Гибридный привод, биоэтанол и биометан, водород или электричество? Сейчас, с обострением гонки, стало ясно - силы распылять нельзя, ставку нужно делать на что-то одно. Nissan спешно готовит первый в мире крупносерийный электромобиль, BMW «переучивает» на водород свои великолепные двигатели внутреннего сгорания, Toyota доказала жизнеспособность гибридов. Honda с радостью ввязалась в эту войну, сделав ставку на автомобили на водородной топливной ячейке.
Последний вариант имеет ряд существенных преимуществ. Автомобиль на топливной ячейке легче электромобиля и в разы быстрее заряжается; его КПД в три раза выше, чем у двигателя внутреннего сгорания. А если для получения водорода используется энергия солнца или ветра, то машина становится на 100 % экологически чистой. Но на момент появления Honda FCX Clarity был у технологии и существенный недостаток - невероятно высокая иена. Самая дорогая деталь машины - мембрана топливной ячейки, покрытая пленкой платины.
Сегодня технология топливных ячеек дальше всех от серийного выпуска: по оценкам самой компании Honda, крупносерийный автомобиль появится лишь в 2018 г. Однако прогресс налицо - по сравнению с первым Honda FCX-V1 1999 г. мощность ячейки выросла в полтора раза, а вес и объем уменьшились в три раза. Соответственно, уменьшилась и стоимость ячейки. Honda впервые в мире решила проблему работы топливной ячейки на морозе (образующаяся при синтезе вода замерзает).
Сейчас силовой агрегат FCX Clarity более компактен и легок, чем ЛВС. Маленький короткий капот скрывает электромотор и одноступенчатую коробку передач, между задними колесами (самое безопасное место) находится баллон с водородом, а топливная ячейка скромно прячется в тоннеле между передними сиденьями. По оценкам сторонних специалистов, ячейка Honda стоит около $900 тыс. В 2008 г. FCX Clarity стали сдавать в аренду частным лицам за символическую плату - $600 в месяц, включая топливо, страховку и ТО. Конечно, FCX Clarity убыточна для Honda, но компания готова платить высокую цену за право называться первой. Напомним, что первое поколение гибрида Toyota Prius тоже было убыточным, а сейчас ее продажи исчисляются миллионами.
Honda тщательно отбирала будущих владельцев. Когда стало известно о выходе машины, компания получила около 80 тыс. заявок от людей, желающих получить новинку. Решили, что основная часть машин поступит в три южно калифорнийских города в США - Коста Меса, Санта-Моника и Торренс. Причины понятны: здесь живут и работают звезды Голливуда, продюсеры, актеры и режиссеры - те, кто громко заявляет в прессе о своей заботе об экологии планеты.
Когда только появилась Toyota Prius, ее поспешили купить Арнольд Шварценеггер и Брэд Питт. Как это контрастирует, например, с Mercedes S600 - предыдущей машиной бывшего губернатора Калифорнии! Понятно, что это был только жест. Сейчас сотни Prius на американских дорогах превратились в миллионы. Но звезды уже утратили интерес к гибридам - есть более любопытные варианты.
Звездный час Honda FCX Clarity тоже пройдет, а знаменитости уступят место за рулем среднему классу. Впрочем, лимузины и суперкары на топливной ячейке тоже не за горами.
Судьба отдельных экземпляров
Хотя FCX Clarity наиболее распространена в Калифорнии, примерно по 10 экземпляров проходят испытания в Европе и Японии.