Тест-драйв Honda Insight 1.3 Hybrid
Формула будущего
В ролях: Honda Insight 1.3 Hybrid
Только представьте: машина ест меньше, а едет резвее, и при том наносит минимальный вред окружающей среде. Неспроста в Америке уже продается 37 моделей с гибридными силовыми установками, а в Японии — и того больше. Очень скоро, может статься, покупать автомобиль с обычным ДВС под капотом вообще станет дурным тоном. Однако есть «но» — цена. Как выяснилось в ходе недавнего опроса, 40% потенциальных покупателей не рассматривают возможность приобретения гибридного автомобиля по единственной причине — он стоит дороже одноклассников. Вот тут в качестве «разрушителя стереотипов» и выступает Honda Insight второго поколения: японская компания утверждает, что это будет самый доступный в мире гибрид. Правда, на момент проведения первого официального тест-драйва в Валенсии прайс-лист не оглашался: в Европе цены объявят 18 апреля, когда автомобиль появится у дилеров. В Россию он приедет в течение ближайших двух лет — когда именно, пока не определено. Вот если правительство, как в Америке, начнет доплачивать за экономичные и экологичные авто… Но в любом случае к новинке стоит присмотреться. Я это сделал с удовольствием и, кажется, понял — почему Insight может быть недорогим и востребованным.
«Воздушная гимнастика»
Сама Honda определяет дизайн Insight странно звучащим по-русски словосочетанием «аэро атлет». Есть, впрочем, вполне понятный цирковой термин «воздушный гимнаст». В определенном смысле именно воздушной гимнастикой занимались инженеры и конструкторы, когда проектировали Insight — они добивались минимального коэффициента аэродинамического сопротивления. В конечном счете, это стремление и определило внешний вид модели.
Конечно, начинали Insight не с чистого листа — автомобиль сильно напоминает концепт FCX Clarity, который Honda показывала на нескольких автосалонах. Та же форма кузова, кабина как бы составляет единое целое с капотом и плавно переходит в решетку радиатора — оптимальная аэродинамическая конфигурация. Слегка приподнятая корма, расположенное под точно рассчитанным углом заднее стекло, оканчивающееся спойлером — все это, можно сказать, родилось в аэродинамической трубе, где модель провела многие часы. В результате мы имеем коэффициент аэродинамического сопротивления 0,28. Лучше — только у спорткаров.
Только на пользу Insight пошло и стилистическое сходство с FCX Clarity — в стремительном облике есть и фирменные черты, и здоровая агрессия, и некая устремленность в будущее. Например, Insight оснащен тонкими проекционными фарами головного света в виде 4-диодного кластера. Они дополнены голубой подсветкой, а габаритные огни расположены в нижней части бампера. Здесь же мощный воздухозаборник и вставки из матового хрома. Словом, передок, на мой взгляд, дизайнерам особенно удался. Корма выдержана в более спокойном стиле, хотя форма ее необычна. Обращают на себя внимание светодиодные фонари и стоп-сигналы с резкими гранями. Правда, такая конфигурация существенно ограничивает обзор в зеркале заднего вида, но аэродинамика требует жертв. В любом случае новый Insight выглядит намного лучше предыдущего.
Космический интерьер
Внутри первым делом ловишь себя на ощущении, что ты и в самом деле — в автомобиле будущего. С одной стороны, организация и убранство интерьера перекликается с другими моделями Honda, нечто подобное я уже видел, например, в Civic. Но если там — «авангард», то здесь — его квинтэссенция. Перед водителем — двухуровневая приборная панель, верхняя часть которой являет собой цифровой спидометр, а нижняя — большой тахометр. По обеим сторонам тахометра расположены индикаторы: слева — режима работы электромотора, справа — уровня топлива. Бросив взгляд на приборы, водитель в любой момент знает — заряжаются батареи, или электромотор помогает бензиновому двигателю. Многофункциональный ЖК-дисплей в центре тахометра всегда готов предоставить любую информацию с бортового компьютера и даже помочь выбрать наиболее экономичную технику вождения, о чем я скажу чуть ниже. Баранка — точь-в-точь как в Civic, и меня это только радует.
Передняя двухуровневая панель огибает водителя и пассажира, создавая ощущение, что вы находитесь за пультом управления какого-то космического корабля или, по крайней мере, воздушного судна. Многочисленные индикаторы, датчики, экраны только усиливают впечатление. Вдобавок панель двухцветная. Кстати, предусмотрено два варианта внутренней обивки — темно-синего цвета в сочетании с кремовым или теплым кремово-бежевым оттенком. Обивка сидений также двухцветная, с текстурным узором — из ткани «в горошек» для самих сидений, и мягкого материала под замшу для боковых валиков.
Единственное нарекание — пластик жесткий и слишком гладкий. Тут-то и понимаешь, на чем производитель экономит. Тем не менее, все «блага цивилизации» вроде климат-контроля и электростеклоподъемников в машине есть. Так что недорогие детали как-то сами собой отходят на второй план. Тем более, что авангардный стиль выдержан.
Несколько слов о функциональности Insight. Ставший более компактным интеллектуальный блок питания IPU (блок высокопроизводительных батарей) разместили под полом грузового отделения, в результате багажный отсек имеет объем в 400 литров. Как и на последних моделях Jazz и Civic, утопленная ячейка под полом отделения дает дополнительные 8 литров — идеальное место для предметов, которые необходимо везти отдельно, или для перевозки того, что желательно укрыть от посторонних глаз. Чтобы поместить больший груз, можно сложить задние разделенные сиденья в пропорции 60:40 и получить плоское грузовое пространство объемом 1017 литров.
Немало места и для всякой мелочевки. В салоне аж шесть подстаканников: два встроены в широкие и вместительные дверные карманы, два — в задние двери, и еще два расположены у рычага переключения передач. Перед передними подстаканниками имеется съемный короб с перегородками, в который отлично умещаются солнечные очки и мобильные телефоны. Ящик в подлокотнике между водителем и передним пассажиром может быть оснащен USB-портом, внутри есть кармашек под iPod. Кроме того, на каждой двери за кнопками электрических стеклоподъемников имеется ниша для хранения более мелких предметов, и еще одна ниша — непосредственно под аудиосистемой — для связок с ключами, карт и мелких предметов, которые не рекомендуется держать на виду.
Хотя все гибридные автомобили имеют двигатель внутреннего сгорания и электромотор, на сегодняшний день существуют три основные схемы их работы. Первая — последовательный гибрид с приводом только от электромотора. В этом случае ДВС используется исключительно для выработки энергии и зарядки аккумуляторов.
Вторая — параллельный гибрид. В этом случае бензиновый двигатель играет главную роль, а электромотор служит вспомогательным источником тяги, хотя и способен по мере необходимости самостоятельно приводить автомобиль в движение. Именно эта система используется в гибридах Honda.
Еще одна схема — последовательно-параллельный, или комбинированный гибрид. Она используется в Toyota Prius. Данная система имеет два электромотора и бензиновый двигатель, они могут работать независимо друг от друга.
Каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Основным преимуществом параллельной схемы, такой как IMA от Honda, являются ее размеры и масса — они сравнительно невелики. И требуют меньших затрат при производстве, а это — важнейший фактор экономии и, соответственно, доступности модели.
В случае с Insight система IMA (Integrated Motor Assist) состоит из бензинового двигателя объемом 1,3 литра, который выступает основным источником энергии; сверхкомпактного вспомогательного электромотора IMA, аккумуляторной батареи и бесступенчатой трансмиссии (клиноременного вариатора). Причем 88-сильный бензиновый мотор, созданный на базе 1,3-литрового двигателя Civic Hybrid — новый, оснащенный системой I-VTEC, обеспечивающей топливную экономичность. К примеру, при торможении двигатель попросту глохнет, а при нажатии на педаль акселератора оживает вновь. Электромотор, в свою очередь, обеспечивает дополнительную тягу при ускорении. Кроме того, электроника отключает ДВС, едва он переходит в режим холостого хода, скажем, при остановках на светофоре.
Под напряжением
Признаться, от ходовых качеств Honda Insight я ожидал большего. Да, разгон уверенный, но стремительным его назвать нельзя. При резком нажатии на акселератор указатель режима работы электромотора прыгает вверх, свидетельствуя, что вся энергия в данный момент направлена на помощь скромному бензиновому мотору. Стрелка тахометра незамедлительно уходит в зону максимального крутящего момента и мощности (за 5 тысяч об/мин), и машина буквально срывается с места. Однако, хотя реакции на работу педалью газа довольно быстрые (помогает все тот же электромотор), назвать модель по-настоящему динамичной все же нельзя. До 100 км/ч Insight ускоряется за 12,6 секунды. К тому же разгон сопровождается довольно назойливым гулом бензинового двигателя, отыскать в нем спортивные нотки трудно.
В тоже время и на медлительность пожаловаться нельзя. Ведь электромотор развивает максимум мощности и крутящего момента сразу, без пауз, и оттого — скажем, при резком маневре — под правой ногой все же всегда чувствуется запас тяги. А в городе, так и вовсе никаких проблем с динамикой нет. Со светофора стартуешь резво, даже если секундой раньше бензиновый двигатель «задушен» электроникой. Кстати сказать, пауза между нажатием на акселератор, запуском мотора и началом движения едва ощутима, и составляет она, по моим ощущениям, не более секунды, а то и доли секунды. Ну, а если вы расточительны, то CVT, то есть — вариатор, предлагает воспользоваться спортивным режимом. Достаточно передвинуть рукоять в позицию «S», и на светофорах двигатель глохнуть не будет, да и реакции на команды становятся острее. Правда, быстрая езда на Insight особого удовольствия не доставляет. Почему?
Во-первых, потому что руль довольно легкий и не слишком информативный. Усилие на нем кажется искусственным, а реакции — чуть размытыми. Причина — в механизме электроусилителя. Во-вторых, подвески настроены скорее на комфортное и безопасное вождение. Пусть крены кузова на виражах не велики, при быстром прохождении поворотов Insight демонстрирует типичную для автомобилей с приводом на передние колеса недостаточную поворачиваемость, будто нос воротит. Да и система стабилизации, которая стандартно устанавливается на Insight, вступает в работу, стоит наметиться любому скольжению. Для Honda — совсем не типичные настройки. Которые, впрочем, объясняются тем, что во главу угла была поставлена экономичность и экологичность. Кстати, даже после моей поездки средний расход топлива составил всего 7,2 литра на 100 км. Между прочим, компьютер сообщил мне, что ехал я крайне не экономично. Каким образом? Для этого в Honda разработали специальную систему Eco Assist. А на передней панели есть специальная кнопка Econ.
Он научит водить
Специалисты Honda провели специальное исследование, чтобы выяснить, что разные водители демонстрируют совсем не одинаковые показатели топливной экономичности. Например, при средней скорости 30 км/ч разница в фактическом расходе топлива достигала 21%. Имея в виду это обстоятельство, инженеры доработали систему управления, чтобы свести к минимуму воздействие различных стилей вождения на потребление бензина. После повторных испытаний разница составляла уже 12%. В итоге и была разработана технология Eco Assist.
После нажатия на кнопку с надписью «ECON», Insight переходит в режим «повышенной экономичности». Он означает ограничение мощности и снижение крутящего момента на 4% (за исключением состояния, когда полностью выжимается педаль газа); более плавную работу бесступенчатой трансмиссии; повышение эффективности системы рекуперации энергии торможения; режим «холостого хода»; увеличение времени работы на электромоторе при остановке автомобиля; более активную работу системы кондиционирования воздуха в режиме рециркуляции; снижение мощности центробежного вентилятора для уменьшения энергопотребления; полное отключение кондиционера в режиме холостого хода (за исключением случаев крайне высокой температуры в салоне) и, наконец, сглаживание ускорения, оптимизацию положения дроссельной заслонки и оборотов двигателя. Плюс к тому, в Insight имеется индикатор «eco drive bar», и специальная система подсветки спидометра.
«Eco guide bar» в дисплее представляет собой сплошной шкальный индикатор, перемещающийся относительно осевой линии. В идеале вождение должно быть таким, чтобы шкала оставалась по центру и не входила в расположенные с обеих сторон затемненные/пунктирные участки. При плавном, то есть наиболее экономичном вождении шкала удерживается по центру, слегка отклоняясь вправо при постепенном ускорении, и влево — при плавном торможении. В подобных условиях подсветка за спидометром начинает светиться зеленым светом, что свидетельствует об оптимальном режиме управления. При более интенсивном ускорении или при умеренном торможении шкала сильнее отклоняется в стороны, что отражает больший расход топлива, а подсветка становится голубой. Ну, а если ехать быстро, то шкала отклоняется вправо или влево до предела, заходя в затемненные участки, а подсветка горит синим. Чтобы стимулировать водителя, предусмотрен еще один дисплей над шкальным индикатором.
При оптимальном режиме управления автомобилем над шкалой загораются небольшие листья, отражая успех водителя в освоении экологически безопасного стиля вождения. Чем больше «листьев», тем лучше, «цветок» — совсем хорошо. По окончании поездки, когда выключается зажигание, на черно-белом дисплее вместо индикатора «eco guide» появляется экран «eco score» (эко оценка). Теперь значки листьев находятся сверху отчета о рабочих показателях в ходе последней поездки, а шкала и индикаторы внизу экрана отражают оценку за весь срок эксплуатации. Наивысшая — «выросшее» на дисплее дерево и цветок справа от шкалы. Если водителю удалось повысить собственный уровень с момента последней поездки, в знак признания достижения отображается венок (ну, венок может быть и наградным). По окончании третьего уровня появляется значок трофея, свидетельствующий «о хорошей успеваемости». И, наоборот, при ухудшении стиля вождения происходит снижение оценки за весь срок эксплуатации и возвращение на прежние уровни, затем появляется значок увядающего растения. Забавно, поучительно и полезно.
Гибриды — в массы!
Однако, за счет чего Insight уже стал на пару тысяч долларов дешевле своего основного конкурента — Toyota Prius — в США, и будет ли он доступней на европейском рынке?
«Использование большого количества компонентов собственного производства дает возможность постоянно совершенствовать технологические процессы, что было бы невозможно при работе со сторонними поставщиками», — считает руководитель проекта Insight Ясунари Секи. Поэтому на заводе в городе Сузука была запущена линия сборки электродвигателей IMA. Кроме того, многие компоненты идентичны используемым в новой Honda Jazz.
Отсюда и довольно оптимистичные планы. Honda намерена продавать 200 000 Insight в год, из которых половину — в США. Руководство концерна полагает, что к середине следующего десятилетия доля гибридов достигнет 10% в общем объеме продаж автомобилей марки Honda. Поэтому готовятся новые такие модели. В частности, спортивный гибрид (на базе концепта CR-Z), а также гибридная версия Jazz, в дополнение к уже серийному Civic Hybrid. За счет выпуска этих четырех моделей Honda надеется продавать более 500 000 гибридов в год.
Текст: Андрей Осипов