Как «ежик» Европу покорил. Украина—Польша—Австрия—Швейцария—Германия—Нидерланды—Чехия на Honda Civic
Как «ежик» Европу покорил. Украина—Польша—Австрия—Швейцария—Германия—Нидерланды—Чехия на Honda Civic
И снова здравствуйте. В прошлом году я бюджетно прокатился по своей родине – Украине. Отпуск без авто — это не наш путь, а значит вновь за баранку — в путь к новым вершинам (в контексте описываемой поездки — в прямом смысле слова).
Я живу в Харькове (Украина). Мечты «куда поехать» было две: Байкал с Алтаем и Европа. Учитывая географическое положение, путь на запад виделся более реальным в данный момент времени. Поэтому идеи окончательно оформились осенью 2011 г. Предыдущую поездку я совершил в одиночку, что в силу характера, для меня является оптимальным вариантом автопутешествия, но на этот раз одному потянуть европейские цены и дистанцию минимум в 7000 км не представлялось возможным. Поэтому когда появился единомышленник, началось планирование захвата Западной Европы. Изначально строился «суворовский» маршрут через Альпы до Барселоны, заезд в Париж, Амстердам и обратно в Харьков. Получалось примерно 9 500 км (чисто по расчетам Google) и 2000 евро затрат.
Готовился к поездке, как и все в современном мире: интернет — наш друг и товарищ. Перечитано множество отчетов, статей и прочих букв, что помогло примерно составить картину, что нас может ожидать.
Итак, главное, что необходимо для совершения такого «трипа»:
- Желание.
- Визы.
- Подготовленный автомобиль.
- Деньги.
1. Желание — огромное. Здесь проблем не было (никогда за границей не бывал — Россия не в счет). Поездка запланирована на майские праздники с 21 апреля по 9 мая. Взят отпуск на две недели + добавились выходные и праздники, в итоге получилось аж 19 дней «свободы».
2. Получать визу решили польскую, как наиболее легкую в оформлении (так тогда казалось — так оно и получилось). Зимой 2012 г. поляки значительно упростили процедуру получения шенгенских виз для граждан Украины, как минимум. Из документов необходимо было сдать паспорта, медицинскую страховку, фотографии, заполненную анкету, план туристической поездки и подтверждения брони отелей на весь срок пребывания в ЕС (с полной их оплатой, либо, как минимум, предоплатой). А так как жить мы собирались в палатке, то именно пункт об оплаченных отелях тревожил больше всего. Также польское посольство обязывало бронировать дату подачи документов на специальном сайте, там же нужно заполнять визовую анкету. Перед бронированием даты нужно было забронировать как минимум один отель, который должен был фигурировать в анкете. Бронь по интернету без международной платежной карточки, как я понял, невозможна, поэтому заказал «Visa Classic», которая оформлялась аж две недели, что сыграло с нами злую шутку. Как оказалось очередь на получение виз довольно большая. Ближайшая дата оказалась аж 13 апреля (заполняли анкету в начале марта), а срок рассмотрения документов — семь рабочих дней, что нас категорически не устраивало. Но делать нечего, перенести дату невозможно, поэтому ничего не оставалось, кроме того как ждать назначенного дня и решать вопросы на месте. Для посольства был «нарисован» маршрут через Краков, Вену, Прагу и Варшаву. В каждом городе через Booking забронированы отели, но проплат не делали. 13 числа в ПЯТНИЦУ мы подали документы. Милая женщина в окошке пошла нам навстречу и сказала, чтобы приходили за паспортами через четыре дня, но сказала, что без оплаченных ПОЛЬСКИХ отелей вряд ли мы заберем их с визами. Поэтому с субботы по вторник мы воевали с краковской и варшавской гостиницами за то, чтобы они сняли с нашей карточки деньги и выслали подтверждения об этих операциях. Было нелегко, но мы это сделали и квитанции об оплате ОДНОЙ ночи в каждом польском отеле ушли в консульство по факсу.
На самом деле, я был скептически настроен на успех, так как большинство окружающих меня людей недоумевало, как мне могут дать шенген, ведь я еду в первый раз и сразу на машине.
Парадоксально, но в пятницу 20.04 нам выдали паспорта и торжественно поздравили с полученными визами. Поэтому все слухи о том, что самостоятельно поехать в Европу на машине невозможно — в топку!
3. Параллельно с процессом ожидания даты подачи документов, готовился автомобиль. 17-летняя Honda Civic (в простонародье — «Еж») в техническом плане была готова. НО! Пришлось заменить лобовое стекло из-за 10 см трещины, купить 2 новых покрышки, снять тонировку на передних стеклах. Плюс поменял две опоры двигателя, все колодки и все ремни. Ремешок ГРМ поставил оригинальный. Но произошло «несчастье». Когда ребята на СТО регулировали зазоры клапанов, сообщили, что ремень НЕ натянут и тянуть его дальше некуда. Вывод — растянулся ремень. Вот вам и оригинал! Пришлось еще раз менять ремень, на это раз — на аналог (Dayco). За неделю до предполагаемого выезда потек радиатор — запаяли, поменяли жидкость. Также купил все запасные лампочки, новую аптечку, фильтра, оформлена страховка «зеленая карта» на месяц. В итоге подготовка авто вылилась почти в 400 евро.
4. С деньгами вышло все печально. Со всеми непредвиденными расходами у меня было порядка 750 евро, а товарищ в последнюю ночь назанимал кэша — получилось 400 евро. Итог 1150 евро. Барселона с таким бюджетом нам не светила. На всякий случай занял 300 евро у родителей + была кредитка с лимитом где-то в 750 евро.
Вообще точного плана поездки не существовало в принципе. Моя философия такова: машина — средство свободы, поэтому связывать себя точно распланированным маршрутом в отпуске — неправильно. Моя цель — Альпы, цель — напарника — Амстердам. Эти две точки, а также Нюрнберг (знакомые), Краков и Варшава (не зря же были заплачены деньги за отели) стали опорными.
Из вещей взяли палатку, надувной матрас, одеяла, подушки, походную плиту с кучей газовых баллончиков (везли десять штук, использовали всего две), продукты (картошка, консервы, крупы, лоток яиц), стол (ни разу не использовали), посуду и личные вещи. Для машины — запасные ремни, все жидкости.
Итак, знакомьтесь:
Андрей — автор сего опуса, бессменный водитель и организатор сей авантюры (на фото справа). Любитель природных достопримечательностей и довольно равнодушный ко всяким старинным архитектурным изыскам. Цель поездки — открыть для себя другой, «более цивилизованный мир», приобщиться к европейскому стилю жизни. Английский язык, как оказалось, я еще не забыл. Все прекрасно понимал и даже кое-что мог выговорить .
Сергей — еще один авантюрист, знающий практически идеально немецкий и чуть польский с английским, поэтому ответственный за коммуникацию на большем участке пути. Любитель всего, что касается Германии.
Выехали аж 22 апреля около 7 утра по местному времени. Сразу на выезде из Харькова были остановлены доблестной милицией. «Удачное начало!» — подумалось. Но, ничего, ловили выпивших (воскресное утро, все-таки).
Украину с востока на запад пересекли за 16 часов. Это с заездом к моим родителям (мама надавала кучу еды на ближайшие сутки) и остановкой в Киеве (обмен валюты). Дороги страны к приближавшемуся чемпионату Европы по футболу готовы не были — много стройки и, соответственно, пробок…
Все время порывался пойти дождь, который таки нас достал на границе.
Границу пересекать решили с утра. Поэтому попытались подремать в машине в лесу. Учитывая невозможность разложить спинки сидений, поспать нормально, естественно, не удалось. Плюнул, поехал ночью к таможне. Зато Серега спал как младенец! Вроде очередь и не большая, но двигалась она ну очень медленно. Я даже выспался неплохо именно в этой тянучке.
Прохождение таможни значительно проще, чем аналогичная процедура на русско-украинской. Ничего заполнять не нужно, только проверка документов, беглый осмотр багажника, требование показать подтверждения броней гостиниц с польской стороны и все! Все то оно, все, да это ВСЕ затянулось на 6 (шесть. ) часов. В 4 утра мы подъехали к пункту пропуска, ровно в 10 мы увидели желанный знак Евросоюза. Единственная сложность — понять, что хочет от тебя польский пограничник, так как они разговаривают только на своем. Я ничегошеньки не понимал. Но Сергей меня спас ).
Итак, мы в Европе (хотя Украина и европейская страна, но для нас настоящая Европа начинается только за нашей западной границей)! Настроение неоднозначное. Вроде мы уже и совершили маленькое чудо, но присутствует усталость из-за бессонной ночи, злость на таможню, скверная погода и осознание того, что вся наша поездка попахивает откровенной авантюрой!
Но, как говорится, обратной дороги нет. Сразу становимся максимально законопослушными туристами — пристегиваем ремни, включаем ближний свет фар, беспрекословно соблюдаем скоростной режим…
Только проехав вглубь Польши километров 10, осознаем, что мы в другой стране. Попадающиеся деревушки ухоженные, дороги без колдобин, нарушающих ПДД не видно.
Лирика. Деревни
Европейские деревни заметно отличаются от постсоветских. Везде есть тротуары, вымощенные тротуарной плиткой. Дворы местных жителей предназначены для отдыха, а не для выпасания домашнего скота, соответственно, в большинстве присутствует скамейка (либо лежак, либо гамак, либо…), идеально подстриженный газон и симпатичная растительность (либо цветы, либо, чаще всего, маленькие елки). Существенное отличие — это открытость происходящего во дворе. Это значит, что забор либо отсутствует (ярко выражено в Нидерландах)…
либо представлен в виде аккуратно подстриженного кустарника, либо является чисто декоративным ограждением.
Видно, только в бывшем СССР народ любит смотреть во двор соседу, поэтому и строятся везде высоченные стены из дерева и кирпича, и живет каждый в своем маленьком мирке. А затонировав авто, получаем вообще вакуум («где б я не находился — никто меня не видит»). От кого прячемся?
Передвигаться по польским дорогам, как все и предупреждали, очень неудобно. В первую очередь из-за огромного количества городков, где ограничение 50 км/час. И в КАЖДОМ — стоит радар. О нем добросовестно предупреждает соответствующий знак в начале населенного пункта. Плюс дороги и трафик, а также постоянные ремонты и стройки дорожного полотна не позволяют двигаться быстрее потока.
Поэтому 300 км до Кракова мы преодолели почти за 6 часов. Там нас ждал отель за 34 евро. Номер оказался на высоте (чисто, электронные замки, душ, телевизор, Wi-fi — что еще нужно?).
В Польше евро еще не принимают, поэтому встала задача обмена валюты. Администратор предложил свои услуги в этом вопросе. За 120 евро давал 420 злотых. Я посмотрел на него как на афериста. «We want 500» — сказал ему, на что тот покрутил головой. Решили искать kantor (обменник) в городе.
Приехав в центр, столкнулись с главной бедой автопутешественника в Европе — городскими парковками. Стали в одном месте — стремно (на знаках ничего не указано, но чувствуется, что платить надо). Пошел Серега практиковаться в польском к объявившемуся рядом инструктору по вождению. Таки да — нужно покупать где-то что-то, чтобы не влететь на штраф. Выяснять подробности не стали, поехали дальше. Вижу парковщика! Еще никогда я так не радовался сему факту. Припарковались, а он еще и английский знает. 4 злотых за 1 час стоянки. Узнал у него, где можно поменять валюту. Прихожу в банк. Девченка на ломаном английском объясняет, что она может мне поменять евро, но для МЕНЯ лучше будет, если я совершу акт обмена в соседнем пункте обмена валют. Для меня это было неожиданно, так как я не могу представить, чтобы у нас в Украине незнакомый человек отправил бы клиента в конкурирующую фирму и не захотел бы разжиться легкими деньгами. За 120 евро дали 492 злотых. Получается, в отеле меня хотели нагреть на 18 (восемнадцать!) евро! Расплатились с парковщиком, и пошли в старый город. Рассказывать подробности всех наших прогулок не буду. Смотрите фото. Если возникают вопросы — google в наше время всегда под рукой и готов помочь)). Не то, чтобы я такой паразит, не желающий отвечать на вопросы, просто я не зацикливался на том, что вижу. Названия соборов и замков меня особо не интересовали. Я просто наслаждался своим присутствием в том или ином городе и пытался ощутить атмосферу посещаемого места.