Honda Airwave. Внешность обманчива
Человек, увидевший авто этой модели в дорожном потоке и прежде не знакомый с ним, будет серьезно удивлен, узнав о его технических особенностях и сегменте, в котором машина представлена. Оказывается, что Honda Airwave 2005 модельного года, которая выглядит скорее как минивэн, а не обычный универсал, является прямым конкурентом для таких бестселлеров, как Nissan Wingroad и Toyota Fielder , а платформу этот автомобиль так вообще делит с хетчбэком Fit и седаном Fit Aria первого поколения. Так что же это за «зверь» такой – та самая «воздушная волна» от концерна Honda?
Модели класса, к которому относится и героиня нашего обзора, практически всегда выбирают люди практичные и не желающие идти на компромисс: нужно съездить за город всей семьей – выручит универсал, требуется перевезти домой из магазина холодильник – опять же универсал в помощь. И так далее. Но в последние годы даже в сегменте городских грузопассажирских авто наметилась четкая тенденция по «прихорашиванию» и появлению множества новых опций и стандартных элементов, повышающих безопасность и комфорт. Honda Airwave – универсал, представляющий именно обозначенные желания покупателей. И создан он на той же самой платформе, что и глобальный бестселлер Honda Fit первого поколения. который на ряде экспортных рынков был известен как Jazz. В общность шасси этих непохожих друг на друга машин – а длина кузова универсала едва недотягивает до отметки в 4,5 метра – веришь с трудом, но, как бы то ни было, к июлю 2010 года по всему миру уже было продано более 3,5 миллиона машин с общей базой, названной Honda’s Global Smart Platform – ими стали не только Airwave, Fit и Fit Aria, но также и компактвэны Mobilio и Freed. Так что же выходит – этот универсал ничем от «коллег» по технической части не отличается?
Взгляд со стороны
Отличается, да еще как! И первая особенность модели Airwave – ее внешность, делающая автомобиль заметно более крупным, чем есть на самом деле. Нет, не громоздким и неудобным для города, а просто крупным. Обтекаемый дизайн, характерный для хетчбэка – родоначальника семейства, перекочевал и на грузопассажирскую модель, но та получила и целый ряд собственных довольно интересных моментов во внешности. И, пожалуй, главный из них – это необычное решение стоек крыши: передние и центральные элементы выполнены, как у конкурентов, а вот задние и те, что находятся за боковыми дверями, упрятаны под стекла. Такой дизайнерский ход, а также узкие хромированные декоративные планки на капоте и пятой двери все-таки сглаживают внушительные размеры просторного универсала. Вообще же, по словам авторов, построен он в стиле унисекс, и стать обладателями такой модели легко смогут практичные водители обоих полов, не боясь, что на них станут показывать пальцами.
Кстати, колесная база у Airwave на 10 мм больше, чем у хетча Fit первого поколения – она составляет 2550 мм, а традиционно большой для универсалов задний свес и делает модель практически несравнимой с «малышами» из этой же линейки.
А что внутри?
Благодаря заметному увеличению габаритов кузова, пространства и в салоне пятидверки по сравнению с соплатформенными машинами заметно прибавилось. А расположение бензобака внутри колесной базы, а не под полом багажного отделения создало практически безграничные возможности для трансформации салона и в свое время вывело Airwave на первое место в своем классе по минимальной погрузочной высоте. Плюс в универсале присутствует и стандартная для модели Fit система складывания задних сидений Ultra Seats, благодаря которой автомобиль внутри оказывается еще больше, чем выглядит снаружи. Вариантов использования пространства масса. Во-первых, для перевозки крупногабаритного груза можно, как всегда, сложить спинки задних сидений – как целиком, так и по частям – и получить пространство длиной 1810 мм. А во-вторых (в этом-то и кроется изюминка механизма трансформации), Honda Airwave имеет возможность подъема подушек заднего «дивана». Таким образом пространство за передними сиденьями можно разделить на две отдельные части, в самый хвост машины погрузив несколько крупных сумок, а ближе к центру салона установив хоть высокое домашнее растение – от пола до потолка салона там есть целых 1250 мм. Наконец, заметим, что механизм трансформации выполнен максимально простым и справиться с ним нажатием одного рычажка сможет даже хрупкая девушка.
Но необычна «воздушная волна» от концерна Honda не только в грузопассажирской части салона. В отличие от универсалов, простите за каламбур, старой «волны», Airwave обладает передней панелью и органами управления типичного легкового авто, ориентированного на водителя. Плавные обводы, «мягкий» пластик и ненавязчивая фактура тканевого салона настраивают на комфорт, приборная панель сделана максимально информативной и даже обладает определенными намеками на спортивность, а центральная консоль сделана с акцентом на минимализм: на ней мы найдем лишь два ступенчатых переключателя и семь клавиш климат-контроля. С обзорностью у этого универсала проблем тоже не возникает. Но есть и минус, который для практичных людей может показаться серьезным, – относительно небольшое количество «отсеков» под мелкие вещи в сравнении с моделями-конкурентами.
Заглянем под капот
Вне зависимости от комплектаций (о них – далее), «сердцем» для универсала Honda Airwave может стать только 1,5-литровый 110-сильный (81-киловаттный) бензиновый двигатель L15JA. Этот силовой агрегат, разработанный в 2000 году, по сравнению с моторами семейства D, обладает на 10 процентов меньшей массой, а также является более компактным. Интересно, что этот мотор (кстати, он же – «старший» из доступных для все того же хетчбэка Fit) обладает двумя свечами зажигания на каждый цилиндр, но при этом клапанов в нем всего восемь, а распредвал – один. Да, еще на клапанной крышке двигателя можно увидеть знакомую всем владельцам авто марки Honda надпись VTEC, свидетельствующую о наличии системы изменения фаз газораспределения.
По опыту многих дальневосточных владельцев таких универсалов, в городе средний расход топлива у «воздушной волны» укладывается в 10 литров на 100 км пробега, а за городом составляет 7-8 литров на сотню. А из-за своей свежести и ряда особенностей «девяносто второй» бензин этот 1,5-литровый двигатель нормально «переваривать» отказывается.
Единственной доступной для универсала коробкой передач стал вариатор Honda Multi-Matic S, который опционально может быть дополнен клавишей перехода в ручной режим на рулевом колесе и подрулевыми «лепестками», благодаря которым можно имитировать переключение по семи виртуальным передачам. А помимо базовых переднеприводных версий, Airwave может оснащаться и фирменной трансмиссией V-flex Fulltime 4WD, с которой пятидверка в обычных дорожных условиях движется благодаря «передку», а при пробуксовке в дело вступает и задняя ось. Реализован полный привод здесь по давно известной схеме Dual Pump System, которая показывает себя довольно надежной, однако требует четкого соблюдения сроков замены специальной жидкости для механизма подключения задней оси и боится контакта узлов с водой.
Отдельного внимания заслуживает и «почти Airwave» – универсал Honda Partner 2006-2010 годов выпуска, созданный как утилитарная модель для коммерческого использования. От базовой пятидверки такой автомобиль отличается неокрашиваемыми бамперами, зеркалами, дверными ручками и отсутствием многих «украшательств», более простым интерьером и грузоподъемностью от 700 до 800 кг в зависимости от исполнения. Двигатель модели Honda Partner лишен фирменной системы VTEC, а вариатор уступил место 5-ступенчатому «автомату», хотя полноприводные версии на японском рынке также были доступны.
Выбирай на вкус
Традиционно Airwave как автомобиль для внутреннего рынка Страны восходящего солнца у официальных дилеров был доступен в самых разных комплектациях. Базовая версия G обладает комплектом электростеклоподъемников и электроприводом боковых зеркал, регулировкой рулевой колонки по высоте, центральным замком с дистанционным управлением и двумя передними подушками безопасности.
Кстати, по внутренней для концерна Honda методике краш-тестов G-Con (G-Force Control Technology), по которой две одинаковые машины сталкивают в лоб с частичным перекрытием, потом аналогично – «кормой», а затем – бортами, универсал 2005 модельного года получил высшую оценку, пять баллов.
В определенных комплектациях присутствуют еще и боковые аэрбеги, а стандартную ABS дополняет активная система распределения тормозных усилий EBD. А к другим опциям относятся, к примеру, уже обозначенный ручной режим вариатора, система запуска двигателя кнопкой, панорамная крыша, камера заднего вида, навигатор и электропривод водительского сиденья. Кстати, салон «воздушной волны» может быть обит только тканью, но присутствуют не только темные версии, но и контрастные варианты, а также чисто светлые исполнения.
На своей родине в связи с обновлением базовой платформы Honda Airwave была снята с конвейера в 2010 году, а заменил ее уже Fit Shuttle, существующий до сих пор. В то же время «воздушная волна» на дальневосточном рынке сейчас переживает вторую молодость и обретает множество поклонников. А это значит, что преимуществ у универсала данной модели действительно хватает.
Мнение владельца. Вячеслав Баландин:
– Honda Airwave 2007 года, средняя комплектация. На мой взгляд, 1,5-литровый двигатель, позаимствованный у хетчбэка Honda Fit, для универсала уже выглядит довольно слабым. С другой стороны, от той же популярной базовой модели подходит множество элементов ходовой части, и поэтому проблем с поиском нужных деталей не возникает. Из плюсов могу отметить довольно крепкую «ходовку»: за 1,5 года владения этой машиной до сих пор не пришлось менять ни одной детали, да и к двигателю и вариатору нареканий в этом плане нет.
Важная особенность модели – просторный салон с большими возможностями для трансформации, чего от универсала и ожидаешь. При необходимости на отдыхе в автомобиле можно оборудовать два удобных спальных места. Кстати, полный привод у Airwave тоже выполнен достаточно грамотно, но в моем случае дорожный просвет все-таки выше стандартного – для большей уверенности решил поставить шины с высоким профилем.
Но есть и минусы, кстати, связанные друг с другом. Изоляция у автомобиля откровенно средняя, поэтому внешние шумы передаются в салон больше обычного, а зимой с выключенным двигателем и печкой машина остывает очень быстро. А еще один недостаток в виде «родного» аккумулятора емкостью 35 ампер-часов, с которым зимой завести мотор оказывается почти невозможно, устраняется простой заменой батареи.
Мнение специалиста. Александр Соболев, технический директор компании Nippon Auto:
– Универсал Honda Airwave имеет общую базу с крайне популярной на Дальнем Востоке пятидверкой Fit первого поколения, и поэтому все плюсы и минусы у этих моделей общие. Но в то же время Airwave начали выпускать на несколько лет позже базового хетчбэка, и в наш регион такие авто стали активно ввозить не так давно. А это значит, что универсалы отличаются гораздо лучшим техническим состоянием, хотя и многочисленные «Фиты» в серьезном ремонте и сейчас нуждаются крайне редко.
Сильная сторона семейства – довольно крепкая по дальневосточным меркам ходовая часть, но присутствуют и типичные неисправности. Например, часто выходят из строя катушки зажигания, каждая из которых отвечает за один цилиндр, а из-за нагруженности в негодность быстро приходит правая подушка двигателя. В то же время вариаторы отличаются надежностью и всего лишь требуют своевременного обслуживания. То же можно сказать и о полноприводной трансмиссии, для которой требуется специальная жидкость Honda DPS Fluid, а срок ее замены составляет 40 000 километров пробега.
Наконец, из-за высокой степени унификации между универсалом и другими соплатформенными авто абсолютное большинство запчастей и расходников представлено в рознице уже в Приморье, и из Японии при необходимости придется заказывать разве что «кузовщину» и элементы салона.
Сколько стоит?
Уже традиционно, работая над справкой по стоимости оцениваемого автомобиля, мы пользуемся базой актуальных объявлений от портала Drom.ru, оставляя конкретные описания предложений и их стоимость на совести реальных продавцов.
В Приморском крае на момент подготовки материала было представлено более 200 актуальных объявлений по универсалу Honda Airwave, и, что характерно, даже машины 2005-2006 годов выпуска в большинстве своем толком и не успели поездить по российским дорогам. Автомобиль с этими параметрами, передним приводом и в одной из базовых комплектаций во Владивостоке можно приобрести за 350 000 рублей, а за 375 000 на продажу выставлена пятидверка в более богатом исполнении и с полноприводной трансмиссией. Универсал того же 2005 года выпуска в максимальной комплектации и с набором тюнинга от «придворного» ателье Mugen предлагают за 400 000 рублей, а едва растаможенный полноприводный Airwave кирпичного цвета с аукционной оценкой 4 «B» в такой же полной комплектации стоит 450 000 рублей.
Интересно, что год выпуска на стоимость универсалов во Владивостоке практически не влияет – очевидно, такое положение вещей связано со свежестью модели в целом. Так, за 390 000 рублей можно приобрести и «средний» экземпляр 2007 года выпуска с двухлетним пробегом по России, а машина 2008 года с общим пробегом около 60 тысяч км стоит 435 000 рублей. Наконец, всего два из продающихся в Приморье экземпляров Honda Airwave перевалили за отметку в 500 000 рублей на ценнике, при этом речь идет об автомобилях 2010 года выпуска.
Технические характеристики Honda Airwave 1.5 M 4 WD
Двигатель: рядный 4-цилиндровый 8-клапанный, 1496 куб. см
Максимальная мощность: 110 л. с. (81 кВт) при 5800 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 143 Нм при 4800 об./мин.
Привод: автоматически подключаемый полный
Трансмиссия: вариатор
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4350х1695х1520 мм
Колесная база: 2550 мм