Тест-драйв Honda CR-V (Хонда Си-Эр-Ви), Toyota RAV-4 (Тойота РАВ-4) - Honda CR-V против Toyota RAV4
Тест-драйв Honda CR-V 2.0, Toyota RAV 4 2.5i 4WD
Honda CR-V против Toyota RAV4: япона мать!
В ролях: Honda CR-V 2.0. Toyota RAV 4 2.5i 4WD
Слышали про «семь бед — один ответ»? Это про кроссоверы! Портал Kolesa.Ru сравнивает два любимых россиянами японских компактных вседорожника, попутно размышляя о том, какие проблемы они помогут решить, а какие — могут создать.
Заказы на новый RAV4 начали принимать с 1 февраля 2013 года. Кроме новых внешности и салона кроссовер остался тем же, каким полюбился россиянкам всех возрастов. Разве что новое поколение кроссовера Toyota получило дизельный мотор, чтобы и суровые мужчины могли разбавить собой клиентскую базу «RAV-четвертого».
Новая генерация Honda CR-V стала доступна к заказу еще с ноября 2012 года и, как Тойота, концептуально не изменилась. Правда, первое время автомобиль был медленнее своего предшественника, который продавали как с 2.0-литровым, так и с 2.4-литровым двигателем. Новый же CR-V поначалу был доступен только с менее мощным мотором, тогда как 2.4-литровую версию стали продавать только весной 2013 года.
Снаружи автомобили сложно перепутать. Если ранее вы под влиянием стереотипов полагали, что существует некая «японская дизайнерская школа», то эти двое выбьют дурь из головы. Ну разве что загнутые кверху уголки узких фар оставляют простор для некоторых фантазий на эту тему.
Профиль нового «Рафика» многие не узнали, а некоторые вообще возмутились — настолько спицифичным и непривычным он получился. Сами японцы заявили о том, что хотят покончить с имиджем женской машины, и поэтому нарисовали новый RAV4 резким и брутальным. Может оно и так, только вот и сильная половина человечества вообще-то не гнушается гармонией и стилем.
Хотя если посмотреть внимательнее, то выполнена Toyota в мейнстриме дизайна кроссоверов: сбоку и в «три четверти сзади» автомобиль похож и на Ford Kuga, и на Mazda CX-5. Honda куда более самобытна и в какой-то степени даже уникальна – особенно благодаря исполнению задней части. Но из-за своеобразного дизайна кроссовер кажется горбатым, нескладным. Впрочем, это лишь субъективные особенности восприятия.
Интерьер Toyota RAV4 из разряда тех, которые на фотографиях выглядят лучше, чем живьем. При близком рассмотрении передней панели, она оказывается настоящим сборником противоречий. В салоне сочетаются множество разных фактур и материалов, пусть высокого исполнения, но угрюмого вида. Не спасает даже кожаная отделка.
Щиток приборов в стиле «проще некуда» подошёл бы, скорее, мопеду. Повсеместно жесткая пластмасса; одни и те же кнопки Тойота переставляет из одной модели в другую уже лет двадцать, причем на дверях они даже не подсвечиваются; на месте правой подушки безопасности зияет неприкрытая дыра; архаичным пятном висит «полоска» с часами а ля калькулятор «Электроника». Чуть левее расположен самый нелепый дисплей парктроника в мире: рядом с иконкой машинки – при приближении к препятствию – загораются две маленькие лампочки: справа или слева…
Честно говоря, нам трудно понять, почему на машине начала 21-го века и стоимостью свыше полутора миллионов рублей салон должен быть таким. Дешевым, жёстким и с массой деталей, по которым видно, что на владельце откровенно экономили.
С другой стороны, к эргономике кроссовера не придраться: в кожаных креслах с большими диапазонами регулировок удобно сидится, а задний трансформируемый диван кажется и вовсе эталоном простора. Под руками водителя и управление всеми основными и второстепенными функциями. Сенсорный экран центральной консоли четко и быстро реагирует на нажатие, отображает навигацию и картинку с камеры заднего вида. Пухлый спортивный руль с удобным хватом настраивает «на погонять», правда, как выяснилось позже, настройки шасси не особо поддерживают подобные настроения.
Интерьер Honda более цельный, с плавными линиями и гармоничными переходами. Хотя материалы отделки здесь, может, и не дороже, но благодаря кремовому цвету, а главное — хорошей шумоизоляции, в CR-V по-домашнему уютно. Особенно это становится заметным в мягких, но не теряющих профиль сиденьях. А ещё по краям торпедо есть подушечки для коленей передних седоков — вот это забота!
Как и в Тойоте, все кнопки-ручки на виду и в пределах досягаемости. На переднем и задних рядах немного теснее, чем в RAV4, но пожаловаться на недостаток пространства всё равно не получится. Руль в Honda чуть тоньше и с двумя рядами кнопок для управления бортовыми системами — вот ими пользоваться неудобно. Зато рычаг АКП расположен на высоком постаменте прямо под рукой, как в минивэне.
Система складывания сидений у кроссоверов схожая. При этом багажник у Honda CR-V на 42 литра больше (589 против 547 у Тойоты), да и погрузочная высота меньше. Зато у RAV4 задняя дверь с услужливым электроприводом.
Как себя чувствуют машины на бездорожье, мы проверим чуть позже, а пока заглянем на спортивную трассу «Автодром Санкт-Петербург». Нужно оговориться, что с тестом мы чуть-чуть поторопились: совсем недавно дилеры Honda начали предлагать 2.4-литровую версию CR-V – такой автомобиль был бы идеальным конкурентом взятой нами Toyota RAV4 с мотором объемом 2.5 литра. Но мы не дождались и взяли в оппоненты 2.0-литровую версию Хонды.
Скоростные возможности машин полностью совпали с ожиданиями. CR-V с «двухлитровиком» — это релакс-автомобиль. Пока едешь степенно и размеренно, даже не возникает вопроса, зачем нужен двигатель мощнее. Под плавные переключения пятиступенчатого «автомата» машина уверенно достигает разрешённых 60-80 км/ч. Но как только возникает необходимость резко ускориться… Всё, собственно, на одном желании водителя ускорение и заканчивается. Особенно грустно становится на трассе, когда нужно обгонять колонны фур.
На этом фоне Тойота кажется даже избыточно мощной. Ещё бы! У неё фора в 30 «лошадок» и 40 «ньютонов» момента. RAV4 никаких проблем с ускорением не испытывает. Причем чувствительный акселератор только обостряет динамику разгона. А еще на Toyota очень мягко работает «автомат» – настолько, что первое время казалось, что за смену передач здесь отвечает вариатор.
В итоге, останавливая свой выбор на двухлитровой Хонде, сразу настраивайтесь на то, что вы — степенный и законопослушный водитель, а тяга к гонкам теряется на отметке максимально разрешенной скорости. Более мощная Toyota 2.5 не заставит жалеть о недополученных удовольствиях от езды на резвом автомобиле, но и бензин в баке будет заканчиваться куда стремительнее. Кстати, о расходе…
Расходы и топливо
Топливная экономичность у кроссоверов под стать двигателям и характерам. На флегматичном CR-V через некоторое время окончательно пропадает желание мучить мотор, и Хонда, выдохнув, начинает укладываться в 12 литров городского расхода. Провакационная Toyota, наоборот, подзадоривает уходить с каждого светофора первым, но и бортовой компьютер при этом хладнокровно показывает не ниже 15 литров на «сотню».
Получается, чтобы проехать 100 км по городу на Honda CR-V и Toyota RAV4, нужно истратить 372 и 465 рублей соответственно (при цене литра топлива 31 рубль). Кстати, автомобили мы заправили бензином Statoil Fortis, который, по словам производителя, не только увеличивает мощность двигателя, но и сокращает расход топлива до 5,7%.
Официальные данные расхода топлива, л/100 км
Toyota RAV4 2.5: город – 11,4, трасса – 6,8
Honda CR-V 2.0: город – 10,2, трасса – 6,3
Гоночный трек отлично подходит кроссоверам не только для стандартной проверки динамических возможностей, но и главным образом наглядно показывает поведение автомобилей в предельных возможностях. А это — залог безопасного поведения на дорогах общего пользования в критических ситуациях.
И если на относительно невысоких скоростях и в пологих поворотах оба автомобиля ведут себя одинаково чинно, то с увеличением темпа и крутизны виражей в лидеры выбивается CR-V. Хонда беспрекословно ныряет в виражи, не пугая ни кренами, ни уводами с траектории, ни склонностью к сносу. А в электронном руле появляется информативная упругость. Кроме того, система стабилизации аккуратно и точечно подтормаживает нужные колеса, помогая водителю справиться с ситуацией.
Toyota RAV4 почти на 150 килограммов тяжелее Хонды, да к тому же имеет более высокий центр тяжести. Неудивительно, что в поворотах кроссовер валится заметно сильнее, практически отрываясь внутренним задним колесом от земли. Точно направлять машину в изгибы трассы труда не составляет, но под наплывом инерции «Рафик» начинает рано соскальзывать наружу виража, так что его приходится доворачивать. А работа системы ESP сводится лишь к обрубанию подачи топлива.
Проверка кроссоверов Toyota RAV4 и Honda CR-V бездорожьем закончилась, не успев начаться. На пути к предполагаемому тестовому полигону пролегала небольшая лужица с мягкой глиной, по бокам которой – ровный, кажущийся твердым грунт. Не тут-то было!
Первой мы пустили Toyota. У RAV4 и клиренс больше, и геометрия бамперов выгодно отличается от Хонды, а главное — есть электронная блокировка муфты. Но кроссовер так и не осилил водно-глиняное препятствие и беспомощно застрял, сев на брюхо. На несколько часов. Вытянуть RAV4 Хонда не смогла – обычный трос, купленный на заправке, несколько раз рвался.
С заблокированной муфтой Toyota сходу ворвалась прямо в грязевую лужу и передними колесами почти выбралась из её зыбкой трясины. Но вмешалась электроника, не отличающая езду по бездорожью от опасной ситуации на скользкой дороге: при первом же провороте колес система стабилизации задушила двигатель и RAV4 встал прямо посреди топи…
… Жижа медленно, но верно засасывала Тойоту. Бороться с места на шоссейной резине в таких условиях бесполезно. Правда, пробуксовка колес наглядно выявила всю условность электронной «блокировки» — муфта не переставая перебрасывала момент то к передним, то к задним колесам. Все четыре с одинаковой интенсивностью одновременно не вращаются.
Слава трактору, выбрались, но запускать туда же ещё более легковую Хонду мы уже не решились. Куда ей со 170-мм клиренсом, без каких-либо внедорожных помощников и со свисающими бамперами? И времени потеряли изрядно, да и вывод красноречиво хлюпал в ботинках нашего обозревателя, пару часов принимавшего грязевые ванны, закрепляя и ослабляя крепления троса.
Кстати, если впереди Тойоту ещё можно зацепить за ввинчивающуюся проушину, то заднее стационарное крепление практически непригодно для буксировки: в лучшем случае туда ничего не просунешь, в худшем — поломаешь бампер при движении.
Что в итоге? О том, что Honda CR-V даже к кроссоверам имеет посредственное отношение, мы поняли ещё на зимнем тесте. Это большая городская полноприводная «легковушка». Но в этом её основное преимущество! Хонда комфорнее и уютнее, с большим багажником, лучше держится за дорогу и при этом проще и понятнее управляется. Путь даже через среднее бездорожье для неё заказан. В крайнем случае — нечищенный двор или ровная грунтовка. Единственный недостаток в виде вялого мотора исчез с выходом 192-сильной версии.
Toyota RAV4 в целом более функциональный и разносторонний автомобиль, который, однако, ни в одной дисциплине так и не раскрылся до конца. Внешней красотой не поражает; салон просторный и удобный, но сделан не по цене дешево; разгоняется классно, едет быстро, а в поворотах возникают вопросы; внедорожный потенциал присутствует, но полностью не продуман. Да ещё и по цене «Рафик» получается не только дороже сопоставимой CR-V, но и многих своих прямых конкурентов…
Портал Kolesa.ru выражает благодарность компании «Тойота Центр Автово» — официальному дилеру Toyota в Санкт-Петербурге и российскому представительству Honda за предоставленные автомобили.
Текст: Александр Коробченко, Илья Огородников
Фото: пресс-службы компаний-производителей, Роман Зубко