Сага о Honda Insight

/ Просмотров: 566

Сага о Honda Insight

В двух сотнях километров от Токио расположен автоспортивный комплекс Twin Rings Motegi. Огромный овал гоночного трека (для автогонок на американский манер), трасса для гонок европейских Формул, площадки для картинга и кросса, орошаемые дороги для отработки навыков безопасной езды.

Владеет этим комплексом фирма Honda, которая вложила в него огромные средства. Именно здесь хондовцы решили познакомить журналистов с некоторыми своими разработками. Самым интересным новшеством стал гибридомобиль Honda Insight. который только что пошел в серийное производство.

С середины 90-х годов в лексикон автомобилистов вошло новое понятие — hybrid vehicle, гибридомобиль, транспортное средство с двумя двигателями разных типов. Специалисты прочат "гибридам" широкое распространение в ближайшем будущем, считая их переходной ступенью от автомобилей к электромобилям, и поэтому разработкой гибридных силовых агрегатов заняты все крупные автопроизводители.

Комбинировать электромотор и двигатель внутреннего сгорания (ДВС) можно по-разному. Например, у карьерного самосвала БелАЗ дизель не связан напрямую с колесами, а вращает генератор, от которого ток идет к тяговым электромоторам. Это почти гибридомобиль параллельного типа. "Почти" — потому что у БелАЗа нет обязательных для гибрида аккумуляторных батарей, от которых электромотор мог бы питаться даже при выключенном поршневом двигателе. А если двигатель внутреннего сгорания и электромотор жестко соединены — например, установлены последовательно друг за другом на одном валу, — то такую силовую установку относят к последовательному типу.

Два года назад здесь, в Японии, мне удалось поездить на первом в мире серийном гибридомобиле Toyota Prius, который не относится ни к тому, ни к другому типу. Здесь четырехцилиндровый ДВС объемом 1,5 л, электромотор, дополнительный генератор и ведущие колеса соединены простейшей планетарной передачей, заменяющей привычную трансмиссию. Тогда появление этой необычной машины произвело фурор. А теперь Prius, бесшумно ползущий в пробке на одних аккумуляторах и с выключенным двигателем, уже не вызывает ажиотажа на улицах японских городов — его нередко используют даже в качестве такси. "Все гибридомобили ближайшего будущего будут построены по аналогичной схеме — она дает наибольшие преимущества", — уверяли тогда тойотовцы.

И вот появляется Honda Insight. имеющая не так уж много общего с тойотовским гибридом. Если Prius — это вместительный четырехдверный седан со стальным кузовом, четырехцилиндровым двигателем и вообще без коробки передач, то Honda Insight — это легкое двухместное купе спортивного типа с трехцилиндровым бензиновым мотором объемом 1 л и механической пятиступенчатой КПП или бесступенчатым вариатором.

Понятно, что уж в качестве такси Insight использоваться точно не будет. Зато при меньшем рабочем объеме двигателя гибридная Honda Insight разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд, способна развить 180 км/ч, а средний расход топлива составляет всего 3,4 л/100 км!

Обтекаемый кузов сделан из алюминия и поэтому весит всего 162 кг. Он в полтора раза легче и жестче, чем стальной кузов трехдверного хэтчбека Honda Civic. В результате неплохо оснащенный Honda Insight — с электроусилителем руля, АБС, кондиционером, электростеклоподъемниками и т.д. — весит всего 850 кг. А коэффициент аэродинамического сопротивления Сх составил всего 0,25!

В чем заключается "гибридность" этой машины? На коленчатом валу трехцилиндрового двигателя вместо маховика установлен очень компактный, толщиной всего 60 мм, 10-киловаттный электромотор-генератор, который через управляющий контроллер соединен с блоком никель-металлгидридных аккумуляторов общим напряжением 144 вольта. Батареи и контроллер спрятаны под полом багажника, а общий вес системы, которая получила фирменное название Integrated Motor Assist, составляет 75 кг.

Как следует из описания силовой установки, Honda Insight — типичный гибридомобиль последовательного типа. При неспешной езде Insight ведет себя как обычный автомобиль с бензиновым двигателем, но с одним исключением — при торможении двигателем электромотор работает как генератор и подпитывает батареи. А при резких ускорениях мотор, наоборот, начинает расходовать накопленную в аккумуляторах энергию и помогает бензиновому двигателю, обеспечивая прибавку в 8 л. с. и 12 Нм. Кроме того, электромотор здесь используется и в качестве стартера, причем весьма интенсивно. При каждой остановке — например, на светофоре, — электроника самостоятельно глушит бензиновый двигатель, чтобы сэкономить топливо и меньше загрязнять атмосферу. А стоит коснуться педали сцепления, газа или тронуть рычаг КПП, как двигатель волшебным образом запускается без привычного стартерного скрежета.

Кстати, обычный генератор на 12 вольт здесь отсутствует за ненадобностью. А вот навесной стартер и небольшую 12-вольтовую батарею хондовцы все-таки оставили в качестве резервных. Так что если гибридный привод, не дай Бог, откажет, то Insight сможет заводиться и ездить, как обычный автомобиль.

Сажусь за руль. И сразу — легкое разочарование: на холостых и малых оборотах трехцилиндровый двигатель сотрясает Honda Insight легкой дрожью. И звук двигателя, увы, совсем не напоминает знакомую песню, которой способны порадовать Accord или 160-сильный Civic. Словно здесь под капотом дизельный мотор.

Разгон неплох, но не более того. При мощности в 76 л. с. которую способен развить силовой агрегат при совместной работе 68-сильного двигателя и электромотора, ураганной динамики ждать не приходится. Но насколько необычное возникает ощущение, когда в дело вступает электродвигатель! В ответ на более интенсивное нажатие педали газа бензиновый мотор продолжает работать в том же режиме, о чем сообщают не увеличивающиеся моторные вибрации, но машину как будто подталкивает чья-то невидимая рука. Особенно это чувствуется при движении с небольшой скоростью на высших передачах — эластичность такого гибридного силового агрегата заметно выше. Правда, с ростом скорости помощь электродвигателя становится неэффективной, и вряд ли Insight со своим 68-сильным мотором будет доминировать в левом ряду немецких автобанов.

Про автобаны я упомянул не зря. Если Toyota Prius продается только в Японии и в Калифорнии, то Honda Insight будет предложен и европейским покупателям. А в Старом Свете ценят не только экономичность, но и хорошую управляемость. И хондовцы уверяли, что подвески гибридного купе — стойки McPherson спереди и связанные продольные рычаги сзади — настроены как следует.

Увы, на ходу Honda Insight разочаровал. Нечеткий и малоинформативный руль, "резиновые" реакции, заметные крены в быстрых поворотах, которые сопровождаются неприятным активным подруливанием задних колес. Охота к мало-мальски активной езде пропадала моментально. Такой контраст между внешностью двухместного спортивного купе и его характером мне показался странным. Тем более, что это — Honda.

Впрочем, даже с этими недостатками Honda Insight все же заслуживает пристального внимания. Ведь это — еще один шаг к наземному транспорту будущего. И Honda не только сделала этот шаг, но и готовится к следующему.

Л. ГОЛОВАНОВ

Фото автора

По материалам еженедельника "Авторевю "

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

Выберите человечка с поднятой рукой!