Перегрев двигателя - почему перегревается машина.

/ Просмотров: 819

Почему перегревается машина?

Часть первая. Первичная самодиагностика

Данная статья появилась в результате консультаций через социальную сеть "Вконтакте". Ее пользователь - Руслан - столкнулся с перегревом его Хонды Капы (Honda Capa ) и мы пробовали разрешить эту проблему дистанционно. По результатам переписки получился достаточно внушительный "курс молодого бойца с перегревом автомобиля". С разрешения Руслана выкладываю первую его часть.

Начнем с исходного состояния. Вы двигаетесь на машине с небольшой скоростью, чаще всего подобные проблемы начинаются в пробках, и вдруг замечаете, что стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости находится выше среднего уровня и не собирается падать назад, а только продолжает приближаться к красной отметке. Кстати, на некоторых Honda стрелка датчика температуры вообще отсутствует, а на ее месте находятся две сигнальных лампы, - синяя, если двигатель холодный, или красная, если двигателю “жарко”. В данном случае, сигнал красной лампы свидетельствует о том же, о чем и стрелка датчика, полезшая вверх, - требуется срочно остановиться и разобраться в чем дело.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (слева). В данном случае он показывает, что все в порядке.

Остановиться желательно не посередине дороги, как это часто любят делать автолюбители, которые страдают синдромом “обратной полярности мозга”, а постараться отъехать на обочину. Потратив на это 10-15 секунд, Вы машине сильно не навредите, зато не создадите помех другим участникам движения. Остановившись, обязательно надо заглушить мотор, включить “аварийку” и открыть капот. В идеале, по правилам надо еще выставить знак аварийной остановки. Теперь, надо перейти к теоретической части, и это очень нам на руку, поскольку все равно нужно подождать, пока машина немного остынет.

Теперь теория. Система охлаждение автомобиля, - на столько же проста, на сколько надежна. Работает она по принципу “водяной рубашки”, - весь двигатель пронизан специальными каналами, по которым “гуляет” охлаждающая жидкость, - вода, тосол, или антифриз. Забирая излишнее тепло, которое может разрушить узел, например от камеры сгорания, жидкость несет его в радиатор, где большой поток разбивается на множество маленьких, которые хорошо охлаждаются встречным воздухом, дующим сквозь радиатор. Охлажденная жидкость устремляется обратно в двигатель, и так по кругу. На противоположной стороне от большого радиатора (который впереди) находится малый радиатор печки, за счет которого обогревается салон Вашего автомобиля зимой. Многие знакомы с ситуацией, когда в сильные морозы, включенная посильнее печка сопровождается падением стрелки температуры двигателя по датчику. Причина этого явления как раз заключается в том, что жидкость становится слишком холодной, для поддержания нормальной температуры работы двигателя.

Структура системы охлаждения двигателя. Картинка не про Honda, но достаточно наглядна.

Теперь перейдем к вопросу “нормальной температуры”. В свое время ходила легенда о супер-горячих двигателях Honda, которые работают в температурах более высоких, чем остальные автомобили. На самом деле это не так. Двигатели Honda действительно более оборотистые и требуют лучшего охлаждения, чем другие, но работают они все в районе общепринятых температур. Идеальный температурный диапазон для работы двигателя - 88-92 С. Если температура ниже или чуть выше, то ее регулирует термостат, - специальное устройство, которое нагреваясь или остывая открывает мембрану, пропускающую большее или меньшее количество охлаждающей жидкости. То есть, если слишком холодно, термостат закрыт, и антифриз циркулирует только по малому кругу, не захватывая большой передний радиатор. Если же двигателю уже “тепло”, термостат открывается полностью, запуская охлаждающую жидкость по полному циклу.

В особо жаркие дни, даже при полностью открытом термостате, двигателю все равно требуется дополнительное охлаждение. Это особо заметно, если допустим ехать с маленькой скоростью, или стоять в пробке. В этот момент включается специальный вентилятор, установленный прямо на переднем радиаторе охлаждения. Заставляя проходить воздух сквозь радиатор, вентилятор регулирует температуру охлаждающей жидкости, возвращая ее к оптимальным параметрам.

Не устали? Остались еще два элемента, которые нам необходимо рассмотреть.

Водяная помпа Honda.

Самым важным участником всей системы охлаждения является помпа, - специальное устройство, которое осуществляет движение антифриза в системе. Хотя это как-то слишком сложно сказано. На деле, помпа, это очень простой механизм, состоящий из крыльчатки с одной стороны и шестеренки (или ролика) с другой, нанизанные на единый вал. Ремень ГРМ (или навесной ремень) крутят шестеренку (или ролик), это вращение передается крыльчатке, которая толкает, словно водяная мельница охлаждающую жидкость вперед. Вот и вся конструкция.

И последний участник во всей этой схеме, - расширительный бачок. Бачок, это простейшая конструкция, выполненная, как правило, из полупрозрачного пластика, стоящая неподалеку от радиатора охлаждения, и соединенная с ним небольшой трубочкой.

Теперь, Вы знаете про систему охлаждения достаточно, чтобы продолжить “первичную подкапотную диагностику”. Возвращаемся к открытому капоту. Хотя нет! Сначала идем к багажнику и достаем оттуда кусок материи (тряпки), размером минимум 50х50 см. Эта вещь нам будет крайне необходима далее, поэтому о бязательно раздобудьте ее!

Вот теперь возвращаемся под капот. Первое, на что мы должны посмотреть, это на расширительный бачок. Что мы должны увидеть? Мы должны увидеть в нем нашу охлаждающую жидкость. При этом ее должно быть мало, или средне. Если ее много, это не очень хороший симптом, о котором мы поговорим далее.

Теперь, второй шаг.  ОБЯЗАТЕЛЬНО СКЛАДЫВАЕМ В НЕСКОЛЬКО СЛОЕВ тряпку, и кладем ее на крышку радиатора.   Жидкость внутри радиатора (при условии что она там есть) находится под давлением, и есть вероятность, что она попытается интенсивно потечь из под крышки. Температура этой жидкости приблизительно равна 100 С, и можно получить настоящий ожог. Тряпка существенно снижает риск его получения.

Радиатор Honda. Хорошо видна крышка радиатора сверху.

Итак, крышку открыли, смотрим внутрь радиатора. В нем должна быть жидкость, практически под самое горлышко. Если жидкости нет в радиаторе и нет в расширительном бачке, - это одно дело, если в радиаторе нет, а в расширительном бачке много, - другое. Попутно смотрим на крышку, которую отвинтили, - на ней должен присутствовать и обязательно быть в рабочем состоянии подпружиненный клапан, обеспечивающий давление в системе в 1,1 атмосферу. Кстати на самой крышке должно быть обозначение “1,1”.

Оригинальная крышка радиатора Honda.

Пришло время подвести итоги первичной диагностики. Как же можно интерпретировать то, что мы сейчас увидели?

ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ ЗИМОЙ

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

Выберите человечка с поднятой рукой!